Особое внимание на этот раз хотелось бы уделить проблемам детского здоровья!
Ведь дети - это будущее, к которому надо относиться очень трепетно.
Остеопатия для детей представляет собой отрасль медицины, которая уже смогла получить широкое распространение даже, несмотря на относительную молодость, и переживает настоящий пик собственной популярности. Ее результаты настолько бесспорны и ощутимы, что консерваторы от мира медицины уже не пытаются отрицать ее эффективность, а иногда и сами рекомендуют её в качестве общеукрепляющей терапии. Давайте с Вами разберемся, что собой представляет остеопатия для детей?
Целью детской остеопатии является оздоровление ребенка, активизация его внутренних защитных и самовосстанавливающихся механизмов, которые предоставляют его телу возможность расти, крепнуть и развиваться.
Спектр показаний для того, чтобы прибегнуть к детской остеопатии, довольно богат. Плоскостопие, кривошея, остеохондроз, энцефалопатия, гидроцефалия, энурез, минимальная мозговая дисфункция (ММД), задержка психомоторного и речевого развития (ЗПРР), синдром школьной дезадаптации, синдром дефицита внимания., и многое другое – это все прекрасно излечивается с помощью этой уникальной методики. К огромному сожалению, наши дети не всегда безупречно здоровы, и на сегодняшний день это лечение по праву считается одним из наилучших, безболезненных и максимально безопасных. И даже если Ваш малыш любит капризничать, консультация остеопата ребенку также не помешает.
Какие же признаки нарушений здоровья у ребенка должны насторожить родителей и привести их к остеопату?
В первую очередь это наличие в анамнезе родовой травмы. Даже при незначительных подвывихах в шейном отделе позвоночника, последствия для ребенка могут быть достаточно тяжелыми. В грудничковом возрасте, должно насторожить родителей излишнее беспокойство ребенка, его капризность, плохой сон. Маленький ребенок не может говорить, и поэтому он выражает свои жалобы на языке плача. У более старших, детей признаками остепатического повреждения являются повышенная утомляемость или наоборот гиперактивность, жалобы на головокружения или головные боли.
Нередко неуспехи в школе вашего ребенка, связаны не с его ленью, а с определенными нарушениями в его организме, которые не отнимают у него энергию, и приводят к неуспеваемости. В таких случаях наказание ребенка только усугубляет ситуацию, приводит к развитию невротических реакций, но ни коим образом не способствует разрешению проблемы.
К сожалению, официальная медицина не всегда может справиться с такими нарушениями. И дело не в нежелании врачей помочь, в том, что нередко такие состояния выходят за рамки стандартных методов диагностики и лечения. Остеопатия для детей и взрослых позволяет найти индивидуальный подход к каждому больному, определить свойственный только ему напряжения в отдельных участках тела и расслабить их.
Конечно, остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Чем дальше зашла болезнь, тем меньше может сделать остеопат. Когда болезнь вышла на уровень органических поражений и изменения в организме стали необратимыми, возможности остеопатии резко сокращаются. Поэтому для гармоничного и целостного развития ребенка необходимо устранить остеопатические повреждения как можно раньше.
Когда начинать лечение?
Остеопаты считают, что в идеале ребёнок должен попадать на осмотр к остеопату уже пятнадцати часов отроду. И если даже Ваш ребёнок гораздо старше, помочь ему легче сейчас, чем ещё через несколько месяцев или, тем более, лет. Поэтому не откладывайте с визитом.
Особенно рано, в первые месяцы жизни, надо показывать детей после стремительных или затяжных родов, ручного пособия, родостимуляции, кесарева сечения, обвития пуповиной и также двойняшек, переношенных детей.
В каких ещё случаях необходимо показать ребёнка к остеопату?
Если ребёнок много плачет, капризен, неусидчив, невнимателен, плохо учится, страдает заиканием, косоглазием, энурезом, это не значит, что он «плохой». Может быть, он перенес «родовую травму» и нуждается в помощи.
Ниже приведены выдержки из книги французского остеопата Р. Солано, посвященной остеопатии для детей.
Не входя в подробные разъяснения, я назову основные причины, оказывающие негативное влияние на череп грудного ребёнка. Список факторов агрессии адресован прежде всего мамам. Только осознание их отрицательного влияния, позволит мамам реагировать и даже составить остеопатическое заключение.
Именно мамы должны привлечь к ним внимание терапевта, педиатра, акушера и всех тех специалистов в области здоровье, которые находятся рядом с ребёнком.
Когда я спрашиваю маму, приносящую мне малыша, о том, как протекали её роды, я почти всегда слышу один и тот же ответ: «Хорошо!» Мама тут же торопится добавить: «Мой ребёнок нисколько не пострадал!» Тогда я начинаю задавать ей более точные вопросы относительно родовой деятельности, и тогда открывается объективная реальность фактов.
Если даже для мамы роды протекали относительно хорошо, зачастую они были трудными для новорождённого.
Как только роды завершаются, мамы спешат забыть все трудности этого процесса, стремясь сохранить в памяти только факт рождения своего младенца. Он здесь, рядом с ней, рождённый ею и без видимых проблем.
Когда обращаться к остеопату.
Как можно раньше.
Нужно принести новорождённого к остеопату сразу же после выписки из родильного дома.
Первый сеанс позволит убрать или хотя бы смягчить травматические последствия родов на головку вашего малыша.
Мануальная работа остеопата принесёт ребёнку немедленное улучшение его состояния и даст спасительное благополучие. Таким образом, малыш сможет прожить первые недели своей жизни без страданий, т. е. в наилучших для его развития условиях. Он ответит на лечение, радуя маму здоровьем и хорошим настроением.
Внимание! Визит к остеопату не отменяет и не заменяет наблюдение у педиатра или лечащего врача. Это разные консультации, дополняющие друг друга, а не заменяющие одна другую.
Итак, что касается остеопатического лечения, первый осмотр и моделирование черепа новорождённого следует начать как можно раньше, в первую неделю жизни ребёнка.
Далее, я хотел бы пояснить, каковы возможности остеопатии на разных этапах развития ребёнка.
От рождения до 3 месяцев
Это лучший период для коррекции всех аномалий формы черепа: асимметрий, уплощения, торсий, перекашиваний и искривлений и т. д.
Это возможно, поскольку роднички открыты, швы между костями мягкие и широкие, а кости мягкие и пластичные. Моделирование черепа и уравновешивание внутричерепных мембран не вызывает трудностей.
От 3 до 6 месяцев.
Возможностей для коррекции уже меньше, так как некоторые роднички закрываются, кости начинают срастаться, а швы уплотняются.
Но в целом череп ещё пластичен и прекрасно моделируется. Коррекция черепных асимметрий ещё возможна в полной мере.
От 6 до 12 месяцев
Чем старше ребёнок, тем ближе к завершению его строение. Вмешательство становится менее эффективным, но возможным. Большой родничок ещё не закрылся и затылочная кость состоит пока ещё из 4-х частей. Время для коррекции ещё не упущено, но коррекция будет более длительной, потребуется большее количество сеансов, чтобы добиться желаемого результата.
От 1 года до 3 лет
Все роднички закрылись. Сформировались зубчатые края костей черепа, чтобы, постепенно сближаясь, образовать прочный шов. Формируется верхнее нёбо и растёт в вертикальном направлении верхняя челюсть. Затылочная кость постепенно окостеневает.
Коррекция дисфункций всё ещё возможна, но моделирование становится всё более затруднительным и требует больше сеансов для достижения удовлетворительного результата.
От 3-х до 6-ти лет
К трём годам жизни ребёнка кость становится плотной, швы закрываются. Верхнее нёбо сформировалось. Чтобы обеспечить формирование зубов, верхняя челюсть соответствует состоянию взрослого человека. К шести годам хрящевидное основание черепа окостеневает. Краниальное окостенение заканчивается, хотя не следует забывать, что некоторые кости заканчивают своё окостенение к 16-ти или даже к 25-ти годам жизни. Подвижность костей уменьшается, но не пропадает совсем. Череп дышит! Всё труднее и труднее моделировать череп, но коррекция дисфункций всё ещё эффективна.
Моделирования асимметрий черепа и лица нужно начинать как можно раньше. Сразу после рождения. Коррекцию потери подвижности костей черепа можно делать всегда. Тут нет ограничения в возрасте. Эта коррекция возможна в течение всей жизни.
Как работает остеопат?
Остеопатия оказывает мануальную помощь телу вашего ребёнка. Сатерленд писал, что пальцы остеопата «думают, чувствуют, видят и размышляют». Именно руки и пальцы остеопата ищут аномалии формы на уровне головы и лица ребёнка. Пальцы прослушивают ритмы его фасций и краниальные ритмы. Они оценивают функциональное состояние его органов, каждого позвонка его позвоночного столба, включая крестец. Они обращают пристальное внимание на таз, состоящий из многих костей, на верхние и нижние конечности.
Прорабатываются стопы с целью снятия всех напряжений и деформаций. Все виды коррекции улучшают динамику краниального ритма.
Остеопат работает классическими техниками, разработанными классиками остеопатии. Арсенал техник всё время пополняется, что расширяет границы и терапевтические возможности остеопатии.
Хочется успокоить мам. Манипуляции на ребёнке всегда выполняются очень мягко. Все техники отличаются большой точностью и соответствуют той структуре, которая требует коррекции.
Возьмём череп в качестве примера. Руки остеопата ложатся на ту структуру, которая просит помощи. Они помогают этой структуре обрести своё равновесие, мобильность и симметрию. Они возвращают ей нормальное, т. е. самое эффективное анатомическое положение, а следовательно нормальную функцию.
Остеопата можно сравнить с кукловодом. Он поддерживает в равновесии все верёвочки, которые приводят куклу в движение и позволяют ей хорошо и правильно двигаться по сцене.
Ребёнок не является пассивным субъектом работы остеопата. Не сомневайтесь, даже грудные младенцы способны по достоинству оценить полезную для них манипуляцию. Кроме того они участвуют в сеансе, помогая остеопату, они ждут сеанса и желают его. Ребёнок удивляет своих родителей. Всем своим поведением он даёт понять, что воспринимает остеопата как друга и соучастника того невидимого процесса, который идёт в нём. Остеопат это его друг.
Во время остеопатических сеансов родители делают много открытий, касающихся их малыша. Они начинают осознавать, что их ребёнок – это личность, думающая и действующая, требующая к себе уважения. Не следует видеть в ребёнке всего лишь пассивный и вегетативный кусочек плоти.
Во время сеанса ребёнок часто засыпает. Его личико и тельце расслабляются. Это значит, что благодаря краниальному и фасциальному лечению он освободился от огромного количества напряжений. Он не страдает.
Во время сеанса ребёнок может рассердиться на доктора, даже покричать на него. Это может длиться несколько минут, но потом гнев сменяется на милость и остеопат снова становится лучшим другом.
После остеопатического сеанса дети ведут себя по-разному. Те дети, которые плохо спят днём и часто просыпаются ночью, после сеанса бывает спят глубоким сном 8-10 часов подряд, пропуская несколько кормлений. Таким образом, они навёрстывают упущенное, восстанавливаются. Потом их сон стабилизируется к великому удовольствию их родителей, которые, наконец, и сами могут отдохнуть.
Чем это объяснить? Очень часто после родов новорождённый сравним с взрослым, носящим тесную и узкую шляпу, давящую на голову и провоцирующую головные боли, раздражительность, вспышки гнева, расстройства зрения и т. д. Этот дискомфорт невыносим для ребёнка. Но в отличие от взрослого, имеющего возможность снять и больше не носить злополучную шляпу или отдать её для растяжки в ателье, или пожаловаться на боль, уточнив её локализацию, новорождённый лишён всех этих возможностей. Ему остаётся только криком, слезами, раздражительностью и бессонницей выражать своё дискомфорт. Это очень важные признаки, о которых следует поговорить отдельно.
Вот поэтому, ваш ребёнок с удовольствием воспримет заботу остеопата. Истинная роль, которого заключается в том, чтобы обеспечить равновесие всем костным, мембранозным, фасциальным органическим структурам ребёнка.
Как узнать, нужен ли вашему ребёнку остеопат?
Предлагаю родителям ознакомиться с анкетами,позволяющими узнать, нуждается ли ваш ребёнок в консультации у остеопата?
АНКЕТА.
Роды.Посмотрим теперь, а как обстоят дела у вас.Ответьте на эти вопросы. Варианты ответа: ДА или НЕТ. Обведите кружком «ДА» или «НЕТ».
1. Ваши роды были трудными, долгосрочными, краткосрочными или преждевременными.ДА НЕТ
2. Ваши роды были спровоцированы, ускорены или замедлены.ДА НЕТ
3. Вам пришлось дожидаться акушера? Вас просили искусственно задержать роды: «сжать бёдра», сдерживать процесс родов, идти самой в родильноеотделение в тот момент, когда ребёнок лежал уже очень низко.ДА НЕТ
4. Каково было предлежание? Лицом?ДА НЕТ
5. Каково было предлежание? Ягодицами?ДА НЕТ
Вот сколько манёвров, способных индуцировать напряжение, давление и компрессию черепа новорождённого!
6. Использовались ли щипцы, шпатель или вантуз при родах?ДА НЕТ
Щипцы - это главное показание к остеопатическому лечению.Почему?Врач решается на использование щипцов для оказания помощи вашему ребёнку на последней фазе его рождения. Для наложения щипцов требуется место, но головка ребёнка занимает уже всё пространство, поэтому для введения щипцов его оказывается недостаточно.Пластичные кости черепа плода должны будут адаптироваться к этому требованию, т. к . кости таза матери пребывают в максимальном открытии и не могут помочь.
7. Было ли у вас кесарево сечение? Плановое или в срочном порядке?ДА НЕТ«Кесарево сечение - это неизбежное зло. Одно из десяти вызвано непреодолимыми механическими препятствиями. Кесарево не является частью естественного родового процесса. Оно наносит травму, оставляя рубец, и являясь источником специфических осложнений. (Проф. И. Малинас).Часто мамы говорят мне: «У меня было кесарево сечение. Мой ребёнок совсем не пострадал, а значит, ему не нужен краниальный остеопат».Что думать по этому поводу?
Для остеопата существуют два типа кесарева сечения:A) Запланированное заранее (профилактическое, 39% всех случаев):В этом случае череп ребёнка не страдает от возможных нагрузок при длинных и трудных родах или при запаздывающем внеплановом кесаревом сечении.Однако череп плода не получил моделирования, которое происходит при естественных родах и которое стимулирует череп к дальнейшему правильному развитию его точек краниального окостенения.К тому же в животе матери плод подвержен внутриматочной компрессии, он в состоянии сжатия и испытывает давление сил, идущих от матки и подталкивающих его тело и голову «к выходу».Б) Внеплановое кесарево сечение:Роды начинаются естественным образом и трансформируются в трудные.Пока идёт подготовка, головка ребёнка остаётся зажатой в родовых путях, ожидая «освобождения». Она упирается в кости материнского таза и одновременно подвергается давлению спазмированных мышц, препятствующих её продвижению.
«Кесарево сечение — это истинные роды, но брюшного предлежания» (от 9% до 17% случаев).Извлечение плода в ручную во время кесарева сечения.Череп младенца подвергается компрессиям, растяжениям и слишком интенсивному и зачастую асимметричному моделированию. И, наконец, наступает хирургическое освобождение, которое выполняется мануальными тракциями и компрессиями, а иногда с помощью щипцов.В таких случаях ребёнок непосредственно выходит из живота матери в состоянии той компрессии, которая свойственна плоду в фазе ожидания.
Любое кесарево сечение, плановое или внеплановое, влечёт за собой вмешательство остеопата в первые дни после родов.
АНКЕТА 2
Для грудного ребёнка.(Грудной ребёнок - это ребёнок в возрасте от 10 дней до 24 месяцев, некоторые врачи считают, что до 30 месяцев).
1. Ваш малыш выказывает признаки недовольства, он плачет, когда его берут на руки, пеленают, меняют подгузники или выполняют другие необходимые ему манипуляции.ДА НЕТ
2. Он судорожно вздрагивает, выгибается или напрягается без видимой причины.ДА НЕТ
3. Лёжа или сидя у вас на руках он запрокидывает назад голову без явной на то причины.ДА НЕТ
4. Лёжа в кроватке, он пытается всё время искать опору для головы, опираясь, например, о прутья кроватки.ДА НЕТ
5. Лёжа.Он спит на одном и том же боку.ДА НЕТОн поворачивает голову в одну и ту же сторону.ДА НЕТЕго голова находится в положении постоянного гиперразгибания, она сильно запрокинута назад (в этом случае образуется свободное пространство между его шеей и кроваткой).ДА НЕТ
6. Лёжа, когда голова ребёнка лежит на одной оси с телом, посмотрите, как ведут себя верхние и нижние конечности. Они занимают асимметричное положение.ДА НЕТ
7. Он выгибается , как лук, когда лежит на спине.ДА НЕТ
8. Он не спит лёжа на спине, а избегает такого положения, считая его неприятным или неудобным.ДА НЕТ
9. Когда вы моете вашего малыша, он кричит, если вы дотрагиваетесь до его:ГОЛОВЫДА НЕТЗАТЫЛКАДА НЕТДРУГИХ ЧАСТЕЙ ТЕЛАДА НЕТ
10. Он плачет систематически, если вы касаетесь верхней части его затылка.ДА НЕТ
11. Он издаёт пронзительные крики, хнычет без всякой очевидной причины.ДА НЕТМалыш постоянно или часто плачет без видимой причины.ДА НЕТ
12. У малыша обильное слюноотделение, он любит пускать слюни.ДА НЕТЕсли в первые недели жизни вы наблюдаете обильное слюноотделение, об этом нужно сообщить вашему педиатру. Только после трёх месяцев такое обильное слюноотделение между двумя кормлениями является нормой.
13. Ваш младенец хорошо сосёт грудь.ДА НЕТ
Его нужно заставлять брать грудь или рожок.ДА НЕТ
14. После кормления грудью или после рожка ваш ребёнок:Систематически срыгивает.ДА НЕТ
Имеет частую или систематическую рвоту.ДА НЕТ
У него часто бывает отрыжка.ДА НЕТ
Он часто икаетДА НЕТ
Срыгивание — это более или менее быстрый выброс пищи, единовременный или повторяющийся, всего несколько кубических сантиметров жидкости или молока. Он в норме не должен превышать объём, равный трём кофейным ложкам жидкости. Нужно отличать срыгивание от рвоты. О рвоте необходимо сообщать своему педиатру.
15. Ваш малыш испытывает трудности при глотании.ДА НЕТ
Он с трудом сосёт.ДА НЕТГлотание не должно сопровождаться храпом, кашлем или цианозом (посинение цвета кожи). В норме язык должен оставаться влажным. Его сухость — это признак обезвоживания, что требует срочного медицинского вмешательства.
16. Когда вы держите малыша на руках, вы слышите, как трудно ему дышать.ДА НЕТ
При рождении частота дыхания составляет от 36 до 40 циклов в минуту. Этот ритм уменьшается, чтобы достичь значения 30 циклов в минуту в возрасте одного года, и 25 циклов в минуту в пять лет. Иногда на уровне грудной клетки (в верхней части грудины) при каждом вдохе обнаруживается небольшое углубление, сопровождающееся небольшим подрагиванием крыльев носа. Это норма.
17. Вы смотрите на ребёнка, наблюдая за всеми его движениями: Он достаточно подвижен и активен для своего возраста.ДА НЕТ
Он недостаточно бодрый, крепкий и живой.ДА НЕТ
Он кажется вам беспокойным и сверхвозбудимым.ДА НЕТ
18. Днём ваш малыш слишком часто засыпает и долго спит, несмотря на то, что он хорошо спит ночью.ДА НЕТ
Он путает день с ночью. Днём спит, а ночью бодрствует.ДА НЕТ
Его нужно всё время укачивать и уговаривать, чтобы он заснул.ДА НЕТ
Он засыпает с трудом.ДА НЕТ
Он всё время плачет, перед тем как заснуть, и когда просыпается.ДА НЕТ
Он систематически будит вас ночью своим беспричинным плачем.ДА НЕТ
Он часто страдает от бессонницы.ДА НЕТСон, его ритмы, ритуалы, сопровождающие засыпание, с возрастом меняются. Для сравнения в сутки: новорождённый спит 24 часа, трёхмесячный малыш спит 19 часов, ребёнок от года до пяти лет спит 14 часов.
19. Вы наблюдаете за вашим ребёнком и обнаруживаете, что при плаче слезы у него текут из обоих глаз.ДА НЕТ
Слезы текут только из одного глаза.ДА НЕТ
У него есть шишка на голове, на волосистой части кожи головы (серозно-кровяная шишка).ДА НЕТ
У него несимметричное лицо или голова.ДА НЕТЕго голова более плоская с одной стороны.ДА НЕТ20. Когда вы кладёте вашего ребёнка на стол для пеленания, его позвоночник кажется вам прямым и малоподвижным.ДА НЕТ
В тот момент, когда ребёнок полностью расслаблен и не плачет, вы кладёте ему руку на животик и обнаруживаете, что живот чрезмерно напряжён.ДА НЕТВ норме животик ребёнка должен быть мягким и эластичным, слегка вздутым. Он не должен быть чрезмерно напряжён. Он не должен иметь ощутимых или видимых глазом перистальтических волн. Если есть отклонения от нормы, следует сообщить о них педиатру.
Сумма всех ДА: Сумма всех НЕТ:Чем больше ответов ДА, тем больше необходимость посетить остеопата.
Мама должна вести себя следующим образом:
1) Поговорить о своих наблюдениях с лечащим врачом или педиатром, с тем, чтобы врачи могли вмешаться.
2) Пойти на консультацию к остеопату, который сможет эффективно решить большинство из этих проблем:• либо параллельно с лечащим врачом,либо один, если никакое другое лечение не прописывается и если не имеется никаких противопоказаний в строго медицинском плане.
Остеопаты считают, что лечащий врач, доверяющий остеопатическому подходу к здоровью, должен быть внимателен к этим сигналам тревоги. Они должны побуждать его принимать меры, одной из которых может быть своевременная остеопатическая помощь.В этом проявляется терапевтическая комплементарность или взаимодополняемость медицины и остеопатии. Нужен тщательный осмотр, чтобы снять все подозрения в наличии заболеваний любой тяжести.
Методика.Заполните одну и ту же анкету дважды.
1. Сначала заполните анкету по памяти. Обведите кружком нужный ответ,не глядя на своего ребёнка.
2. Заполните ту же анкету ещё раз, но, глядя на своего малыша, и внимательно за ним наблюдая.Затем сравните ответы. Этот тест даст вам подтверждение необходимости «критического взгляда» на ребёнка. Родители должны не только умиляться, считая своего малыша самым, самым. Нужно объективно и беспристрастно видеть своего ребёнка.Правильный ответ отметьте «галочкой».
1. Ваш ребёнок сидит у вас на руках или лежит на спине. Рассмотрите внимательно его лицо.Оно симметрично.ДА НЕТ
2. Ваш ребёнок сидит у вас на руках или лежит на спине. Рассмотрите внимательно его голову (сверху, спереди, сзади).Она асимметрична.ДА НЕТ
3. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите очень внимательно и детально его голову: в анфас, в профиль, сверху.
Она имеет деформации?ДА НЕТ
Есть неровности: шишки и вмятины?ДА НЕТ
Она удлинена снизу вверх или спереди назад.ДА НЕТ
Правая сторона другая по сравнению с левой. Есть асимметрия.ДА НЕТ
4. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Вы находитесь со стороны его головы и смотрите сверху.Верхняя часть головы (волосистая часть головы) асимметрична.ДА НЕТ
По форме она слегка напоминает банан.ДА НЕТ
Одна сторона вам кажется более круглой, более выпуклой.ДА НЕТ
5. Ваш малыш сидит или лежит на спине. Осмотрите его лицо в целом, сосредоточив внимание на глазах.Они асимметричны по отношению к лицу в целом.ДА НЕТ
Они асимметричны по отношению друг к другу.ДА НЕТ
6. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине.Осмотрите его лицо, сосредоточив внимание на каждом глазе отдельно.Один глаз больше, чем другой.ДА НЕТ
Один глаз меньше другого.ДА НЕТ
Один глаз более глубоко посажен.ДА НЕТ
Один глаз навыкате по сравнению с другим.ДА НЕТ
Оба глаза очень большие и навыкате.ДА НЕТ
Оба глаза очень маленькие и глубоко посажены.ДА НЕТ
7. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Голова неподвижна. Рассмотрите уши ребёнка (на уровне его глаз).
Уши асимметричны по отношению к лицу.ДА НЕТ
Уши асимметричны по отношению друг к другу.ДА НЕТ
8. Ваш ребёнок сидит. Вы рассматриваете голову сзади, изучая более внимательно уши.
Одно ухо сильнее выдвинуто вперёд (к лицу), чем другое.ДА НЕТ
Одно ухо больше отодвинуто назад (к затылку), чем другое.ДА НЕТ
Они слишком оттопырены, причём одно выдвинуто вперёд, двинуто назад.ДА НЕТ
Одно ухо выше, чем другое.ДА НЕТ
Одно ухо ниже, чем другое.ДА НЕТ
Одно ухо оттопырено, а другое прижато к голове.ДА НЕТ
Оба уха очень оттопырены.ДА НЕТ
Оба уха слишком прижаты к голове.ДА НЕТ
9. Ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его нос.
Нос ассиметричен по отношению к лицу.ДА НЕТ
Нос отклоняется от центральной линии.ДА НЕТ
Нос глубоко посажен.ДА НЕТ
10. Ваш ребёнок лежит на спине. Осмотрите ноздри.
В целом ноздри расположены асимметрично.ДА НЕТ
Одна ноздря больше, чем другая.ДА НЕТ
Одна ноздря меньше, чем другая.ДА НЕТ
11. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине.Есть ли у него круги под глазами?ДА НЕТ
Они присутствуют с самого рождения.ДА НЕТ
Круги под глазами широкие и глубокие.ДА НЕТ
В любых обстоятельствах у ребёнка грустный взгляд.ДА НЕТ
12. Ваш ребенок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо и обескулы в целом.Асимметричны ли они относительно лица?ДА НЕТ
Асимметричны ли они по отношению друг к другу?ДА НЕТ
13. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо, а прежде всего каждую скулу.
Одна скула выступает больше, чем другая.ДА НЕТ
Одна скула ниже, чем другая.ДА НЕТ
Обе скулы слишком сильно выдаются вперёд.ДА НЕТ
Скулы практически незаметны.ДА НЕТ
14. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо, а особенно рот.
Рот ассиметричен по отношению к лицу в целом.ДА НЕТ
Сумма всех ДА: Сумма всех НЕТ:Чем больше ДА вы получите, тем быстрее и в более раннем возрасте вам нужен остеопат.
Надеюсь, что эта статья поможет немного лучше узнать своего ребенка,его особенности,проблемы и попытаться своевременно решить их. Чтобы Ваш ребенок рос здоровым и счастливым!
С уважением, врач-остеопат, невролог, Сладкомедов Владимир Евгеньевич.