Наши регулярные анонсы
Реклама ERID: 2VtzqwHEwFT

Не слышит звуки???

переверает звуки
На вопросы отвечает Казырская Елена Геннадьевна учитель-логопед
МДОУ ЦРР д/с Радуга,г.Черногорск (педагогический стаж 14 лет, логопедом 8 лет)

Модератор: Юлёна

Правила форума
Внимание!!! В рубриках Вопрос специалисту действует схема вопрос-ответ.
Это значит, что в теме ведут диалог только специалист и пользователь, задавший вопрос. Специалист может задавать дополнительные вопросы, равно как и пользователь, но только в рамках данного вопроса. Все комментарии, советы, рекомендации других пользователей запрещены.
Винимание!!! Все ответы специалистов носят рекомендательный характер и не являются руководством к действию. Во всех случаях необходима очная консультация врача.

Не слышит звуки???

Сообщение irisk@ » 05 окт 2012, 19:24

Доброго времени суток!
у нас такая проблема, вроде бы говорит сносно и достаточно много, но есть большое НО. она перевирает звуки - как будто не слышит их, т.е. повторяет перевирая звуки. иногда складывается мнение, что либо у меня серьезные дефекты дикции и я так непонятно говорю, либо у нее проблемы со слухом. Т.к. при неоднократном повторении проблемного слова, сочетания и тп. она понимает как надо говорить. Та же проблема с повоторением например песен и фраз из мультиков и тп.
еще у нас "милая" способность - она не напрягается впоминать как называется тот или иной малознакомый предмет, она даже не подумает спросить как это называется, она просто выдаст набор звуков типа "шемба"
как мне на все это реагировать? надо ли что-то делать или ждать, что перерастется все это?
905-974-9568
Аватара пользователя
irisk@
Модератор
Модератор
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 472
Откуда: Абакан/наутилус
Медали: 28
Сердце (1) Мама двоих детей (1) Встречи форумчан (2) Рукодельница форума (2) Цветовод-садовод форума (1)
Поблагодарили: 564 раз.
Меня зовут: Лена
Мои детки: доченька и сыночек


Сообщение Элеонора » 07 окт 2012, 19:24

Здравствуйте!
Прочитала сообщение, проблемка интересная конечно. Я тчательно проанализирую написанное, обдумаю ответ, подберу рекомендации и обязательно отвечу на днях.

Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Сообщение Элеонора » 14 окт 2012, 09:57

Здравствуйте!
Описанная вами проблема походит на ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Но без специального обследования я этого утверждать не могу.
Коротко о том, что это такое:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно — в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Основные проявления, характирезующие ФФН:
•• Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";
•• Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба";
•• Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку".
Обратитесь к специалисту, вам проведут дифференциальную диагностику, которая позволит отделить ваш конкретный случай от сходных состояний. А пока можете сами в игровой форме развивать фонематическое, внимание и слух своего ребенка.

Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Сообщение Элеонора » 14 окт 2012, 09:58

Развитие слухового внимания.
Без внимания к звучащей материи у ребенка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию слухового внимания.
Игра №1 «Где позвонили?»
Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.

Игра №2 «Скажи, что ты слышишь?»
Ребенку предлагается зарыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: кто же услышит больше звуков? Игру очень хорошо проводить на прогулке.

Игра №3 «Тихо – громко»
Взрослый стучит бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

Игра №4 «кто что услышит»
Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

Игра №5 «Продавец и покупатель» или «На кухне»
Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится.
Не забудьте, что коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы.
Игра №6 «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игра №7 «Петух, наседка и цыплята»
Папа – петух, мама – наседка, ребенок – цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. 3 постукивания – ПИ-ПИ-ПИ. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?

Игра №8 «Жмурки с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.

Игра №9 «Жмурки с голосом»
Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

Игра №10 «Узнай по звуку»
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

Игра №11 «Солнце или дождик?»
Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»
Игра №12 «Кто это?»
Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.
Затем следует подражание криками животного и его движениями. Дет, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом – картинкой.
Поиграйте с ребенком в эти игры или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения.
Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Сообщение Элеонора » 14 окт 2012, 09:59

Развитие речевого слуха

Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.
Игра № 1 «Угадай, чей голосок»
Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра № 2 «Улиточка»
Водящий – «улиточка» - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка – улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Отгадай, кто я, улиточка моя.
Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится водящим.

Игра № 3 «Угадай, кто это»
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.
Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: «МЯУ-МЯУ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ГАВ-ГАВ». Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.

Игра № 4 «Лягушка»
Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала …
Тот, на кого указал водящий, говорит: «КВА-КВА-КВА». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Игра № 5 «Улавливай шепот»
Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

Игра № 6 «Горшочек»
Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу.
Если ребенок посылает другому мяч и говорит «холодный», то мяч можно трогать.
Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотрагиваться до мяча нельзя – «обожжешься». Кто ошибется, получает штрафное очко.

Игра № 7 «Слушай и выполняй»
Взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил.
За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов – победитель.

Игра № 8 «Запомни слова»
Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!

Игра № 9 «Летит – не летит»
Всем известно, к слову «кит»
Рифма звонкая «летит».
Но кто слыхал, чтобы кит летал?
Давайте сыграем в «да» и «нет»,
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки,
Кто летит, кто не летит…
Тот в игре и победит.
Кто не вылетит ни разу.
Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава
Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод,
Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот,
Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец,
Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин,
Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин,
Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон,
Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.

Игра № 10 «Приз»
Предлагаю вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых … две.

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … пять.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
Поиграйте с ребенком в эти игры. Желаем приятного общения.
Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Сообщение Элеонора » 14 окт 2012, 10:00

Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра № 1 «Кто больше»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра № 2 «Придумай больше»
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

Игра № 3 «Красный – белый»
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

Игра № 4 «Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Игра № 5 «Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра № 6 «Звенит-«жужжит»»
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игра № 7 «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

Игра № 8 «Отстукивание слогов»
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игра № 9 «Есть волшебные слова,
скажешь слово – слышишь два»
есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверек, зверек, куда спешишь,
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,
Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил
Смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ
Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,
Ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну,
Есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ
Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка:
- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –
удивляется Иван.

Игра № 10 «Найди ошибку»
Удивился дед Тарас,
Бородой своей затряс:
Сорняки на гряде,
А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)
По дороге на Машенька идет,
На веревочке козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам
По его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА,
Заплатил он штраф за это. (Без билета)

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.
Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Сообщение Элеонора » 14 окт 2012, 10:15

Игры начинайте от самых простых и усложняйте только после того как ребенок сможет безошибочно выполнять задание несколько раз подряд.
Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна


Re: Не слышит звуки???

Сообщение irisk@ » 14 окт 2012, 12:13

Спасибо огромное! в общем я не буду выжидать "определенного возраста", а займемся сейчас.
я очень надеялась на логогруппу в саду, но как выяснилось, мы в нее не попадаем, т.к. на будущий год набора не будет. надо заниматься самим. Очень боюсь напортачить. я "специалист" еще тот..
Элеонора, к вам как-то можно попасть? так сказать воочую увидеться по нашему вопросу. :smuschenie:
не рискую я в этой области с ребенком. у меня у самой 33 варианта произношения одной и той же бувы/звука :dash: особенно когда начинаю задумываться, как она произносится :Crai_zi:
905-974-9568
Аватара пользователя
irisk@
Модератор
Модератор
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 472
Откуда: Абакан/наутилус
Медали: 28
Сердце (1) Мама двоих детей (1) Встречи форумчан (2) Рукодельница форума (2) Цветовод-садовод форума (1)
Поблагодарили: 564 раз.
Меня зовут: Лена
Мои детки: доченька и сыночек


Сообщение Элеонора » 16 окт 2012, 20:53

ответила в личку.
Элеонора
Специалист
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП: 141
Медали: 8
Сердце (3) Мама девочки (1) Медаль Дружбы 1 степени (1) С 2-х летием форума! (1) День рождения (1)
Поблагодарили: 38 раз.
Меня зовут: Елена
Мои детки: Ульяна



Вернуться в Логопеду

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

AppStore GooglePlay AppGallery GalaxyStore Мы Telegram Чат поддержки Мы во ВКонтакте Мы в Viber