Элеонора » 14 окт 2012, 09:35
Здравствуйте!
Меня очень порадовало Ваше сообщение!
Хочу вас успокоить по поводу шаблонов. Для начинающего говорить ребенка - это норма. Т.е в 2-2.5г. при нормальном речевом развитии ребенок повторяет за взрослыми слова и фразы, переносит их на конкретные ситуации и сам придумывает свои варианты. Здесь начинается активный период словотворчества. В вашем случае наблюдается явная задержка речевого развития (теперь можно примерно судить на сколько задержана речь брать нормы для этого возрастного периода и с незначительным опережением учить ребенка тому, что он не смог по разным причинам усвоить сам). Более того коррекционная работа с безречевыми детьми на первых этапах строится на заучивании шаблонов разговорной речи. Надо только постараться, чтобы шаблонов было, как можно больше и учить ребенка употреблять их в контексте конкретной ситуации. Т.о, когда словарный запас ребенка увеличится, он сам сможет строить фразы. Но здесь важно развивать не столько предметный словарь (существительные), сколько словарь действий (глаголы разных форм и склонения) и словарь признаков (прилагательные).
Грамматический строй (последовательность и связь слов в предложениях) тоже формируется постепенно путем постоянного исправления и повторения правильных вариантов (тоже почти заучивание).
Теперь вам для занятий понадобятся картинки сюжетные, где люди, звери, предметы выполняют какие-то действия. Пока лучше по одному предмету, постепенно по мере запоминания увеличивая фразу на одно слово. Например, самолет летит, самолет летит высоко, самолет летит высоко над лесом, большой самолет летит высоко над лесом и т.д.
так называемые картинки "один-много" (самолет летит - самолеты летят), игры типа "я-ты-мы" (я-иду, ты-идёшь, мы-идём), игры на сравнение предметов и действий (это кошка белая, а эта черная, это яблоко большое, а это маленькое, машина едет быстро, а велосипед медленно и т.д.)
Теперь о нормах речевого развития. Их надо знать.
Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.
!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту, либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно
Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Второй год жизни.
Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни (см. статью "Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога", полезная литература). Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Желаю удачи! Если будет что-то не понятно, пишите. Обязательно отвечу.