Доброе утро, Елена!
В Вашем случае стоит разобраться в типе темперамента ребенка. Часто приходится слышать от родителей: «Что делать, если ребенок обижается по разным мелочам и плачет?Как угомонить непоседу? Каким способом научить медлительного ребенка быстро делать уроки?».
На все эти вопросы два ответа: во-первых, разобраться, какой тип темперамента у ребенка, а во-вторых, принять ребенка таким, какой он есть.
Мы знаем, что все люди отличаются друг от друга не только ростом, весом, цветом глаз, тем, каким они видят окружающий мир, к чему в своей жизни стремятся, но и по типу темперамента, то есть, по типу нервной системы в деятельности, поведении человека. И это врожденное свойство, которое, правда, в незначительной степени может изменяться под воздействием условий жизни.
Традиционно принято выделять четыре типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический.
Именно от них зависит, насколько уравновешенный или легко возбудимый ваш ребенок, насколько он подвижный или инертный, общительный или замкнутый. Но сразу, же хочется предупредить: чистые типы темперамента практически в природе встречаются редко, поэтому нужно говорим о преобладающем типе.
Давайте попробуем разобраться в них:
Дети-сангвиники живые, энергичные, с легким характером. Они любят подвижные игры, но к игрушкам относятся чаще всего неаккуратно, часто их ломают, бросают ради новых; сангвиники склонны к быстрой смене увлечений, часто непослушны и неусидчивы.
Дети-флегматики обязательны, внимательны и исполнительны. Любят что-то мастерить своими руками. К игрушкам относятся аккуратно и бережно. Чувствительны к переменам, избегают ситуаций, в которых нужно проявлять быстроту реакции и находчивость. Испытывают затруднения в принятии родительской любви. Если их наказывают, они стремятся изменить поведение, угодить взрослым, но если обида вошла в сердце, то может жить там годами. Отношения с ровесниками ровные, доброжелательные, но редко с кем близкие, душевные.
Дети-холерики доставляют больше всего хлопот взрослым. Стремятся к независимости, агрессивно реагируют на замечания, в общении сложные. Но эти дети любознательны, они стремятся как можно шире и глубже познать окружающий мир, поэтому чаще других попадают в неприятные истории. Среди сверстников могут быть ярким лидерами, способными организовать поход или какую-то «авантюру».
Дети-меланхолики отзывчивы на чужую боль, общительны, впечатлительны. Они любят мечтать, фантазировать, играя с игрушками, способны воодушевляться и творить. Эти дети беззащитны перед отрицательными эмоциями, очень ранимы и, как правило, обидчивы. Могут вспылить, но в них мало агрессии, скорее боль и слезы. Когда их наказывают, чаще бездействуют, «уходят в себя». В детском коллективе общительны, ориентированы на мнение группы или класса. Чтобы этот ребенок нормально развивался, в семье должен быть оптимистический настрой, уважительное отношение друг к другу, ему необходимо общение с широким кругом людей.
Как видите, в каждом темпераменте есть и плюсы и минусы, которые, на самом деле, есть просто неповторимыми особенностями, и о них важно помнить, чтобы не травмировать детскую душу непомерными требованиями, чтобы не требовать от ребенка того, что несвойственно его природе, чтобы принять его во всей его неповторимости.
Из описания перечисленных типов Вы, наверное, нашли тип своего мальчика – меланхолик.
Кроме того, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
•В игровой форме с использованием вымышленных персонажей проигрывать с ребенком ситуации, происходящие с ним в реальности, тем самым позволяя ребенку объективно оценить происходящее.
•Не сравнивать с другими детьми, не высказывать негативного отношения к нему.
•Выработать единый стиль воспитания и систему требований к ребенку (если не позволяет один из родителей, не должен позволять и другой);
•Постоянно переключать внимание ребенка на различные виды деятельности, давать дополнительные задания и поручения;
•За выполнение поручений поощрять мальчика;
•Требования к ребенку должны быть эмоционально – привлекательными;
•Контакты с ребенком не должны носить формальный характер, с мальчиком постоянно нужно разговаривать, играть, читать, лепить, рисовать, при этом спрашивать о его чувствах, настроении и т.д;
•Говорить мальчику о своей любви к нему независимо от его поступков и поведения, не демонстрировать своей неприязни и негативизма;
Любите и принимайте ребенка таким какой он есть!
С уважением, Марина Валерьевна!