Здравствуйте! В продолжение темы ..
На мой взляд мудрые мысли изложены автором статьи. Заставляют задуматься..
Решила поделиться с вами
Детское неприятие школы
От: 03 Окт, 2014 О "новых" детях
Вопрос Анны:
Уважаемая Светлана! К сожалению, не можем прибыть на Ваш семинар из Петербурга, хотя очень бы хотелось. Стараемся выполнять Ваши советы, полученные в Одессе, но получается плохо:(( Есть масса вопросов, один из них, наверное, заинтересует других родителей: что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Придумывает болезни (а иногда и действительно заболевает)? В школе все нормально, и с ребятами, и с учителями (в том смысле, что ребенок их не боится), и я его за оценки не ругаю… Но такое впечатление, что ему просто лень идти в школу и он хочет ходить в нее пару раз в неделю, а остальное время сидеть у компа и телевизора. В общем, ужас!
Здравствуйте, Анна!
Отлично помню Вашу замечательную семью!
Мои советы невозможно применять, если внутри они не стали Вашим ВЫБОРОМ: вырастить самодостаточного человека. А применяете Вы их для того, что бы достичь «локальных» целей: прекратить клянченье денег, например, или заставить пойти на английский...
Так же со школой.
Правильно Вы пишете, что ему просто лень идти в школу и он хочет ходить в нее пару раз в неделю, а остальное время сидеть у компа и телевизора.
ПОТОМУ ЧТО ЕМУ ТАМ НЕ ИНТЕРЕСНО, да еще надо напрягаться: изображать из себя заинтересованность в разнообразной «бредовой» информации, типа «отглагольных прилагательных», или «кишечнополостных червей»! Потому что если не будешь изображать уважение к изучаемому материалу, учитель тебя начнет доставать.
Значит, надо врать, притворяться!
Я думаю, это понятно всем родителям!
Но почему-то они делают вид, что у детей (даже ближе к подростковому возрасту) ДОЛЖНО БЫТЬ ЖЕЛАНИЕ ходить в школу «чтобы учиться!»
Да не могут они хотеть туда ходить для этого!
Цель аттестата
Другое дело, что без образования нельзя — это раз, и развиваться каким-то способом надо — это два! Я убеждена, что эта система «тяни-толкай», когда дети «как бы учатся в школе», крадет время для настоящего развития — умения ставить СОБСТВЕННЫЕ цели в выбранном направлении и достигать их и, кроме того, приучает детей все время врать.
Поэтому давайте будем смотреть правде в глаза: признаем ВСЛУХ, что нам понятно отношение ребенка к школе (если понятно) и предложим ему самому высказать предложения: каким способом он, в таком случае, получит аттестат?
аттестатИ какие оценки ОН (не ВЫ !), готов иметь в этом аттестате?
Предложите ему самому выбрать направление, в котором он БУДЕТ заниматься ЗА ТО, что в других направлениях вы поможете ему «проскочить».
Но обычно родителей волнует совсем другое: «Он же ничего не будет делать!!!» Это тема уже не о школе, а о том, почему мы не верим в своих детей.
По поводу содержания школьного образования и его сомнительной ценности в дальнейшей жизни я распространенно писала в прошлом году. Кризис современного образования очевиден всем!
Но где альтернативы?
О них я тоже писала: вальфдорские школы, экстернат, домашнее или семейное обучение.
Родительские «ужасы» свободного времени детей
Почему родители предпочитают воевать с детьми, или доводить их до серьезных заболеваний (я не беру тех детей, которым в школе лучше, чем дома), отстаивая по существу бессодержательное и затратное по времени посещение школы?
родительские ужасыПотому что, в таком случае ответственность за то, чему там учится ребенок, лежит не на них!
Однако, это не главное. Самое ужасное для родителей — это огромное количество СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ, которое появляется у ребенка в случае индивидуального обучения!
Гораздо труднее воспитать в ребенке потребность осмысленно и интересно жить, чем просто «загрузить» его время тем, что вы сами считаете необходимым!
Но тут возникает интересный вопрос: что именно служит развитию личности растущего человека, формированию его способности мыслить, понимать людей?
Для многих родителей является сюрпризом психологическая ценность в процессе взросления детей сложных компьютерных игр, например, или длительных телефонных разговоров; нежелательных друзей, или многочасового слушанья музыки.
Все это – опыт. А вот правильные выводы из него помогает делать ваш родительский пример.
Вы не можете сделать ничего более ценного для своего ребенка, как совместить уважение к его свободному выбору, к его интересам, со своим жизненным примером, достойным подражания.
Сила воли или мотивация
Еще одна причина недоверия детям — миф о том, что ребенок, не желающий прикладывать усилия в выполнении ненужного лично ему дела – это ленивый, бесхарактерный ребенок!
Крайне нелогично рассматривать сопротивление внешнему давлению как бесхарактерность!
Напротив, какое упорство надо иметь, чтобы не сдаться под напором взрослых, несмотря на множество вытекающих отсюда неприятностей!
К сожалению, большинство людей старшего поколения считает достоинством умение заставлять себя делать то, что не хочется. Но дорогие папы и мамы! Вы не замечаете, что Жизнь сильно изменилась: те, кто с энтузиазмом «жертвуют собой ради дела» — быстро сходят с дистанции. Инфаркты, инсульты, онкология – все эти диагнозы существенно помолодели в последние годы!
детские увлеченияВ современной психологической литературе сила воли, как главный инструмент успеха, уступила место мотивации, то есть личным причинам, по которым человек хочет действовать в данном конкретном направлении.
Потому что только то, что делается с желанием, в конечном итоге идет на пользу человеку. Приобретенные насильно навыки (если они все же получены!) ничего не стоят на фоне психологических и физиологических проблем, заработанных попутно.
Если ребенок сам ставит себе задачу, то, как правило, ее и выполняет. Даже самые маленькие дети с настойчивостью доводят до конца то, что сами выбрали сделать!
А мотив этого выбора зависит от того, какие преимущества получает ребенок, осуществив задуманное: удовлетворение от результата, радость и восхищение значимых для него людей, свободное время или интересное занятие («подкуп» вещами срабатывает редко, потому что на самом деле для ребенка дороже всего упоение жизнью, чувство радости и свободы, а не кратковременное удовольствие от обладания вещью).
Эффективность доверия детям
доверие детямЯ знаю, что непросто позволить ребенку быть счастливым, когда сам ты живешь «под гнетом обстоятельств»! Особенно, когда этот ребенок твоего роста и за словом в карман не лезет!
НО, может быть, эффективнее поучиться у него здоровому эгоизму и переложить на него часть ответственности, за его же жизнь, чем бесконечно тратить силы в утверждении своих целей?
Не бойтесь доверять своим детям! Часто они гораздо мудрее нас. Допустите мысль о том, что вы не всё понимаете в жизни ребенка и расспросите его: как он видит решение той или иной проблем? Не оценивайте тут же его мнение. Посмотрите на это с разных сторон. Будьте честны, – дети более всего ценят честность!
И, конечно, помните: ребенок учится, чтобы жить, а не живет, чтобы учиться!