Выполняю данное в августе обещание - рассказать, по каким книжкам сын готовился к ЕГЭ по истории. Всех, кому неинтересна эта тема, прошу извинить меня, но будет простыня.
Поехали.
История – объемная наука, из-за чего приходится как периодически повторять весь курс, чтобы избежать «западания клавиш» на отдельных периодах, так и отрабатывать отдельные типы заданий, которые охватывают весь материал. Поэтому подготовка сына шла по двум большим направлениям – 1) чтение различных учебников по истории России и 2) отработка собственно заданий ЕГЭ, так сказать, стратегия и тактика.
Сначала что касается «стратегии», то есть общего изучения-повторения истории России.
Обычно предлагают начать с чтения одного из вузовских учебников (ниже напишу, каких именно), затем какой-нибудь обобщающей книжки и/или какого-нибудь классического историка (Карамзин, Ключевский и т.п.), затем что-нибудь краткое, типа "в схемах и таблицах".
Мы пошли другим путем: начали с давно имевшейся в доме «Истории России» Алексеева, Мазурова.
https://www.labirint.ru/books/280148/ Это вариант «в схемах и таблицах», очень удобно просто для подготовки к урокам истории. Я дала сыну задание, повторяя материал, сделать для себя сквозную таблицу по двум вопросам: 1) крестьянский вопрос в России (закрепощение крестьян) и 2) административные, экономические, денежные и прочие реформы. Задания оказались очень полезными: во-первых, это не самые интересные вопросы, которые очень сложно удерживаются в голове, во-вторых, они побуждают мыслить и анализировать, а это гораздо интереснее зубрежки. Например, крестьянский вопрос, согласно моему сыну, окончательно был решен только при Хрущеве. В-третьих, очень удобно повторять потом по своим собственным кратким выпискам. Мое упущение – нужно было делать такие же выписки по мирным договорам, которые заключала Россия: часто вопросы ЕГЭ содержат только название договора и не всегда сходу вспомнишь, о какой же войне (и в какую эпоху) речь-то идет.
Дальше сын уже не учил, а повторял историю, читая разные издания. Из вузовских учебников у нас был Сахаров "История России с древнейших времен до наших дней". Пишут, что лучше, если будет более старое издание, где среди составителей нет Боханова, но я такого не нашла и сын читал вот этот двухтомник.
https://www.labirint.ru/books/217450/Еще из вузовских учебников хвалят следующие (я не покупала их, поэтому только названия, без аннотаций)
- учебник МГИМО - не знаю, что это
- Орлов, Георгиев, Георгиева: История России
- Милов. История России с древнейших времен в 3-х томах – это издание очень хвалят для подготовки к олимпиадам, поскольку там по каждой теме приводится историография. Но в интернет-магазинах его нет.
Для систематизации материала очень хорош Кацва "История Отечества". Но этот справочник, на мой взгляд, нельзя читать первым – только уже на уложившийся материал.
В принципе, просто для подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, достаточно Алексеев + Кацва + Сахаров или Орлов, и далее уже книжки по отдельным заданиям ЕГЭ.
Если есть желание участвовать в серьезных олимпиадах или до конца школы еще есть время, имеет смысл почитать дополнительную литературу.
Из старых историков очень хорошо познакомиться с Ключевским (мой, правда, читал только какие-то отдельные кусочки) и, это моя личная любовь, с Платоновым – у нас его "Полный курс лекций по русской истории". Заслуга Платонова, на мой взгляд, как в хорошем, доступном языке (но здесь Ключевский чемпион, конечно), так и в своеобразном обобщенном взгляде на историю – такой взгляд сверху, без утопания в деталях и частностях. Строго для ЕГЭ Платонов совершенно не обязателен, но для понимания движущих сил истории хорош.
Из современных историков мой читал Борисова (например, «Возвышение Москвы») и Горского («Средневековая Русь. О чем говорят источники»). Оба автора – преподаватели МГУ, их книги сочетают доступную форму изложения и современный взгляд на средневековую историю России. По XVIII веку стоит почитать нашего Е.Анисимова, у которого слава лучшего современного специалиста по петровской эпохе. Здесь ссылок не дам, потому что сын мой восемнадцатый век не переваривает и смысл покупать то, что все равно не будет читаться?
Отдельный вопрос – история ХХ века, которая обычно в учебниках подается достаточно сбивчиво, а в голове укладывается совсем плохо. По рекомендации из группы В Контакте мой читал Терещенко "История России XX - начала XXI вв." , остался доволен.
А еще я горячо рекомендую «Боффу», если найдете – в 1994 году вышел двухтомник Джузеппе Боффа «История Советского Союза в 2-х т.» (до 1965 года), а позже автор выпустил третью книгу «От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994». По двухтомнику училась я сама, это одновременно увлекательный детектив по восприятию и полновесное историческое исследование по сути. Специально для ЕГЭ читать Боффу, конечно, некогда, но если дети интересуются историей и есть время, то очень советую! Смотрю, на Лабиринте есть Боффа, но это сокращенное издание – не уверена, что там не утерялись изначально замечательные качества текста.
Теперь про «тактику», то есть подготовку конкретно к отдельным заданиям ЕГЭ.
В целом, мне понравилась линейка материалов для подготовки к ЕГЭ издательства «Легион» и я почти всю ее купила. Чем пользовался сын:
- Пазин. История Тематические задания повышенного уровня сложности - это практически все основные задания ЕГЭ, с этого сборника сын начал тренировку
- Пазин. История развития русской культуры - там основной блок картинок, которые нужно запомнить.
Для запоминания картинок можно пойти другим путем, если у ребенка хорошая память – прийти в школьную библиотеку, взять все учебники по истории России, начиная с 5 класса, и просмотреть в них внимательно иллюстрации.
- Пазин. История. Тематические задания высокого уровня сложности - здесь идет отработка самых сложных, на мой взгляд, заданий, № 23 и № 24.
- Пазин. Анализ исторического источника - очень полезная книжка, помогает подготовиться и к проекту – заданию на регионе и в финале Всероссса. Ну и это отдельное задание части С.
- Маркин: История. Картографический тренинг - для подготовки к заданиям по картам. Там в отзывах ругаются, что карты полуслепые и плохочитаемые - это правда, но на ЕГЭ не приходится ждать высокого качества печати, так что считаю пособие полезным.
- Веряскина. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Исторический период. Сочинение. Комплексный тренажёр - хорошее пособие для подготовки к эссе, однако ответов нет, поэтому им пользоваться лучше в конце подготовки, когда ребенок уже сам по себе не допускает особых ляпов. Ну или с учителем/репетитором, который может проверить, правильно или нет написано эссе.
Еще у сына была пара книжек для подготовки к олимпиадам по истории:
- Шандулин. История. Сборник олимпиадных задач
- В серии «Пять колец» Козленко. История. Всероссийские олимпиады (у нас был выпуск 2)
Сыну не пришлось писать ЕГЭ по истории, поскольку он стал призером Всеросса и мог не сдавать дополнительных экзаменов, кроме русского и математики. Поэтому оценить, насколько результативна оказалась подготовка именно к ЕГЭ, я не могу. Тем ни менее специально к олимпиаде он готовился мало, так что ЕГЭ-шные книжки помогли фактически выиграть олимпиаду.
Надеюсь, что моя подборка пригодится и другим ребятам! Всем удачи!