перерыла интернет в поисках норм чтения. Вот что нашла:
Нормы техники чтения (слов в минуту) на конец учебного года принятые Министерством образования РФ нормативы чтения (1998 г.)
1 класс - 25-30 слов, 2 класс - 45-50 слов, 3 класс - 65-70 слов, 4 класс - 90 слов.
Но сейчас (насколько я поняла из всей информации, что прочитала) нормы зависят от учебной программы. Вот более развернутые нормы (в скобках даны повышенные нормы) - копирую с
http://irina-se.com/texnika-chteniya-normy-1-4-klass/:
1 кл.
на конец I полугодия - не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту (отметка не ставится)
на конец II полугодия:
на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту
на 3 -> 15-19 (25-34) слов
на 4 -> 20-24 (35-40) слова
на 5 -> от 25 (41) слов
2 кл.
на конец I полугодия:
на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту
на 3 -> 25-29 (40-48) слов
на 4 -> 30-34 (49-54) слова
на 5 -> от 35 (55) слов
на конец II полугодия:
на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту
на 3 -> 40-44 (50-58) слова
на 4 -> 45-49 (59-64) слов
на 5 -> от 50 (65) слов
3 кл.
на конец I полугодия:
на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту
на 3 -> 40-49 (55-64) слов
на 4 -> 50-59 (65-69) слов
на 5 -> от 60 (70) слов
на конец II полугодия:
на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту
на 3 -> 65-69 (70-79) слов
на 4 -> 70-74 (80-84) слова
на 5 -> от 75 (85) слов
4 кл.
на конец I полугодия:
на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту
на 3 -> 65-74 (85-99) слова
на 4 -> 75-84 (100-114) слова
на 5 -> от 85 (115) слов
на конец II полугодия:
на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту
на 3 -> 70-88 (100-115) слов
на 4 -> 89-94 (116-124) слова
на 5 -> от 95 (125) слов
----------------------
Кроме скорости чтения проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком, а также осознанность чтения: понимает ли ученик то, что прочитал или нет.
---------------------
Мне кажется, что если ребенок по скорости укладывается в требуемые нормы, то не стоит его заставлять читать быстрее, ведь мы читаем не на скорость, а для того, чтобы понять, что мы читаем и получить удовольствие/информацию от прочитанного. А если не укладывается - наверное, стоит побольше читать вместе с ребенком (немного ребенок, побольше мама) - не из-за того, чтобы соответствовать нормам, а потому что все современные школьные программы таковы, что при низкой скорости чтения учиться тяжело. Нам никуда не деться от школьных норм, хоть дети у нас все разные (в т.ч. по темпераменту), но, к сожалению, при стандарте 25 чел. в классе индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны учителя вряд ли возможен

Но это наши дети, и если мы хотим, чтобы наш ребенок читал - будем читать ему, вместе с ним и читать сами, чтобы он видел, что нам самим это интересно. Мне очень не нравятся дневники чтения - получается, что ребенок ежедневно ОБЯЗАН читать определенное время не зависимо от настроения, желания и пр. Обязаловка не порождает желания... Но - надо, поэтому я каждый день стараюсь придумывать чего-нибудь

(сын читает хорошо, на начало школы - 83сл/мин, сейчас - 110; но чтобы сам по своей воле взял книгу и почитал - редкость; надеюсь - пока

)