Forbes, 22 февраля 2010 г.
Подводные камни страхования путешественников
В каких случаях страховые компании отказываются платить?
Не так давно в ЖЖ активно обсуждали злоключения российского летчика Алексея Калабина. Он отдыхал в Индонезии, где его укусила ядовитая змея. Летчик был застрахован в «Ингосстрахе», а скандал разгорелся из-за того, что в течение нескольких дней страховщик и его сервисный центр Coris Assistance, по словам родственников, не могли подтвердить оплату услуг госпиталю, в котором находился Калабин. Он в это время, по словам дочери Анны, умирал в приемном покое. Чтобы «Ингосстрах» начал работать, родственникам Калабина пришлось подключать консульство в Индонезии и жаловаться в СМИ. Дошло до того, что «Ингосстрах» опубликовал данные внутреннего расследования, в котором пытался доказать, что все делал правильно.
Из отчета «Ингосстраха» не вполне ясно, кто именно виноват в задержке с доставкой гарантийного письма в госпиталь острова Бали — персонал медицинского учреждения, сервисный центр или оператор связи. Но, с другой стороны, клиент заплатил за сервис «Ингосстраху». Какая ему разница, кто из партнеров подвел страховщика.
Что же продают российские страховые компании путешественникам в виде страхового полиса? Forbes с помощью юристов прочитал правила страхования крупнейших страховщиков и нашел несколько подвохов, используя которые компании могут отказать в выплате страхового возмещения. Чтобы получить выплату у страховой компании, надо обладать хладнокровием, железными нервами и огромным терпением.
Навязанный сервис
Отсутствие обращения в сервисную компанию до получения помощи может означать отказ в оплате медицинских услуг. Например, в полисе «РЕСО-Гарантии» сказано, что без обращения в сервисную компанию выплату получить будет невозможно, отмечает независимый юрист Артем Долгобаев. Если сервисный центр медлит в критической ситуации, у пострадавшего или его близких выбор невелик — либо ждать, подвергая жизнь опасности, либо действовать оперативно на свое усмотрение, рискуя получить отказ в выплате.
У ВСК правила более либеральные: срочная госпитализация является основанием для задержки звонка в компанию, но всего на три дня. «Ингосстрах» и МСК просят согласовывать все денежные траты на врачей. РОСНО, пожалуй, лояльнее всех, она лишь просит заявить о случившемся до окончания действия полиса.
Максимальные исключения
По стандартному полису страховщики не оплачивают возможные травмы, полученные при занятиях экстремальными видами спорта — от верховой езды до парапланеризма. «Получается, надо прилететь на море, лечь на пляже и ничего не делать», — резюмирует юрист Сергей Ореховский.
Список исключений довольно велик. Кажется, страховщики попытались вписать в него все наиболее вероятные случаи. Например, «РЕСО-Гарантия» не оплачивает расходы пострадавшему в результате стихийных бедствий вроде цунами и расходы от травм, полученных в «результате межличностного конфликта» с местными жителями или туристами.
Нет выплаты, если вам пришлось обратиться за помощью в результате заражения какой-нибудь необычной инфекцией или обострения хронической болезни. Юрист общества защиты прав потребителей Юлия Швец обнаружила в договоре МСК положение, по которому компания отказывается платить за лечение любого кожного заболевания. Не оплачивается любая помощь, связанная с осложнениями при беременности. Исключение — ВСК, готовая оплачивать расходы при осложнениях во время беременности сроком до 14 недель.
Сплошной кариес
Поскольку расходы на лечение зубов самые большие, страховщики постарались максимально ограничить клиентов. В договорах всех компаний указано, что они не готовы оплачивать любые траты на протезирование. По страховке можно обращаться к зубному лишь с острой болью. В правилах «РЕСО-Гарантии», например, указано, что компания возместит не более €100 на болеутоляющие препараты и €200 на врачебные услуги.
Ненужные родственники
Все компании готовы оплатить перелет родственника, если клиент находится в госпитале больше 10 дней. Но пойдут страховщики на это только в том случае, если клиент путешествовал один. «РЕСО-Гарантия» согласна на оплату билета родственнику, если рядом с пострадавшим нет членов его семьи. «Ингосстрах», МСК и РОСНО оплатят билеты домой несовершеннолетним детям, если за ними некому присматривать. Ни одна компания не готова оплачивать проживание и питание родственников, прилетевших ухаживать за больным.
Территориальные трудности
Страховщики продают полисы, действие которых распространяется на весь мир. Но покупая полис с такой формулировкой, стоит быть осторожным. «РЕСО-Гарантия» и МСК отказываются выплачивать компенсации по случаям, произошедшим в странах, на которые наложены санкции ООН. К таковым сегодня относятся Афганистан, Конго, Ирак, Иран, КНДР, Кот-д’Ивуар, Либерия, Ливан, Сомали, Судан и Сьерра-Леоне. Кроме того, «РЕСО-Гарантия» откажется признавать страховым случай в стране, на территории которой обнаружены очаги эпидемий, а МСК — если страна включена в перечень нежелательных для посещения российскими гражданами. Соответствующие списки ежемесячно публикуются на сайте Роспотребнадзора. В октябре-ноябре в эти списки были включены Индия и Таиланд из-за обнаруженных там вспышек холеры. «Ингосстрах» откажется платить, если страховой случай произошел в стране, где у клиента был вид на жительство.
Бюрократические процедуры
Для получения выплаты все без исключения компании требуют предъявить им документы. Список их велик. ВСК и «Ингосстрах» потребуют объяснения в письменном виде, если клиент сразу не обратился в сервисную компанию. Все компании потребуют медицинский отчет, выписку из истории болезни с диагнозом и датой обращения к врачу, счета на оказанные услуги и купленные лекарства. Интересно, что ВСК, например, может потребовать от клиента перевести документы на русский и взять неограниченное время на их обработку. «РЕСО-Гарантия» обещает оплатить затраты на перевод. Сроки выплат у всех компаний разные: ВСК гарантирует оплату счетов спустя пять рабочих дней после принятия компанией решения о выплате. РОСНО обязуется заплатить деньги спустя 30 дней после подачи всех документов.
Ксения ЛЕОНОВА, Павел МИЛЕДИН
11 авг 2010, 11:46
Страховка.
Знаете, мне иногда кажется, что мы в России какие-то ущербные - мы не знаем своих прав, мы не знаем мирового опыта. Мы плохо знаем, что такое страховка и чаще воспринимаем это, как дополнительный повод выкачки из нас денег. А может надеемся, что все "на авось".... Я понимаю, что никто не собирается болеть за 2 недели отпуска и падать с мотобайка... Если это случается, то с кем-то другим - не со мной.
Тема выстраданная, потому что мы сами первый год жили без страховки вообще. Еще год мы жили с русской страховкой. Но жизнь привела нас к мировым страховым компаниям, в чем я очень жизни благодарна
Если вы едите на короткий срок, то в принципе все равно - русская у вас или иностранная страховка. Сущестует очень удобный вид страхования "Страхование путешественника" туда, кстати, не только медицина включена, но и потеря багажа и т.д. и т.п. На что стоит обращать внимание и какие подводные камни вас могут ожидать.
1) сумма покрытия. Обычно в России это около 30 000 долларов. Много это или мало? Нормально. На аппендицит хватит, а вот как показал случай свиного гриппа здесь (это широко обсуждалось на форуме - кому интересно, могут посмотреть в архивах) - нет.
2) Зона покрытия.
Когда вас выписывают полис (договор) обящательно пишут зону. Обычно вас спрашивают - куда летите? Вы отвечаете - Тай. Вам и пишут Тай. А надо, чтобы писали ЮВА или хотя бы Вьетнам, Тайланд, Сингапур. Почему? Потому что некоторые случаи требуют эвакуации в ближайший госпиталь для проведения определенный исследований или операций. Если врач решает, что вас надо переводить, страховка может не покрыть прибывание вас в госпитале другой стораны (не входит в зону). При этом - когда просишь страхового агента включить другую страну, он скорее всего скажет - да, это формальности! Заметьте,
этого страхового агента вы видете только один раз в жизни, когда договор подписываете. И про страховую компанию Россно, Ингосстрах и т.д. в Тае никто слышать не слышал. Потому что всю работу с вами дальше будут вести ассистантс кампани. Причем международные. А для них - что в бумажке написано - главное. Если страховому агенту это не принципиально - пускай вписывает все, что может (и даже больше )
3) Ассистанс кампани. Очень важный вопрос. Задайте вопрос сразу - какая компания будет с вами работать в стране проживания. Не поленитесь и позвоните туда сразу же. Не надо ничего придумывать - так и говорите, имею такую страховку, еду туда-то туда-то, хочу заранее знать с какими клиниками вы работаете, где пройдет дайрект биллинг (об этом позже). Они совершенно нормально к этому относятся и все вам расскажут. Например, если вы застраховались в ВСК, срочно понадобилась медицинская помощь, а оказалось, что та ассистанс, к которой ва прикрепили вообще с Таем не работает! 3 часа неровов, разборок, переприкреплений. А ведь пока ты все не выяснишь - никто тебя лечить не будет.
4) Дайрект биллинг.
Одно из важнейших условий.
Существует 2 способа оплаты медицинских услуг - сам платишь, а страховая потом возвращает тебе деньги 2) дайрект биллинг. Это когда тебе достаточно показать страховку и ты ничего больше не платищь. Клиника сама разбирается со страховой компанией (но могут попросить копию кредитной карты).
Если у вас банальный насморк или нужно сделать только прививку от столбняка - можно и самому заплатить 100 долларов, а потом вернуть со страховой. Но это при условии, что вариант возврата удобен. Потому что если вы собираетесь путешествовать еще месяца 3, а в договоре стоит, что счет к возврату вы должны предъявить в течении месяца, причем в Москве, причем лично - плакали ваши денежки. А если все тот же аппендицит? Не у каждого ведь есть заначка от жены (мужа) на такую сумму Но, ради справедливости, надо сказать, что в экстренных и дорогостоящих случаях госпиталь понимает, что заплатить налом сложно, сам связывается в ассистанс компани и просит прислать гарантийное письмо. Тогда с вас денег не возьмут. Все-таки есть что-то человеческое и в их платной медицине. Чем известнее ассистанс, тем проще решается этот вопрос. См. пункт 3.
5) Для долго путешествующих РОСНО придумало новый подводный камень. Сразу хочу сказать - РОСНО сейчас действительно начинает выходить на мирововй рынок и условия страхования (зоны, суммы, ассистанс и цена, кстати) больше уже общепринятные, чем российские. Так вот - там существут 2 формулировки типа договора (я их точно не приведу, я даже их читая на 3ем слове забываю что было в начале) Идея сводиться к срокам обслуживания. Причем вы можете подписать страховку на 6 месяцев или год, но.... короче, в одном варианте (и его чаще всего и проставляют на автомате) страховка будет действовать 12 календарный год (строго с такого-то по такое-то число) но прибывать ВНЕ России вы не можете больше 3х месяцев. Т.е. каждые 3 месяца вам надо пересекать границу. Удобно для тех, кто часто но не надолго мотается в командировки. Второй вариант более накрученный - страхуется на 12 месяцев пребывания за рубежом. Если вы возвращаетесь в Россию, то эти дни вычеркиваются. Год считается по штампам в загран паспорте (12 месяцеы зв границей).
6) Для всех. Обратите внимание - любая страховка путешественника страхует только от острых заболеваний и несчастных случаев! Если у вас (не дай бог) повышенное давление или камни в почках, а в поездке все это обостриться - страховая вам это может не покрыть, потому что хроническое заболевание.
Конкретный пример - маленький ребенок. На фоне поноса выдает судороги . Везут в госпиталь, врач пишет в основном диагнозе " судороги" и назначает проведение энцефалограммы, чтобы исключить эпилепсию (совершенно правильно все делает). Страховая отказывается покрывать этот случай (и госпитализацию, и лечение, и исследования) потому что судороги, эпилепсия - это врожденное заболевание. Хронические, врожденные заболевания не покрываются страховкой путешественника. Родители попали на деньги. Хотя кто бы спорил, что с судорогами маленького ребенка надо госпитализировать.
Что можно было бы сделать в этой ситуации.... попросить врача (среди них тоже есть люди) писать для страховой - понос, обезвоживание и т.д. Тогда бы страховая платила. А при тяжелом обезвоживании могут быть и судороги - так что лечение судорог тоже бы прокатывало. Не прокатывало бы толь ЭЭГ, но за него можно и самим заплатить или сделать уже позже в России. Так что варианты есть всегда, но их сложно увидеть не подготовленному, тем более когда больной ребенок на руках.